Э.П.Лукашева, А.А.Силкин, Н.В.Чистяков

Беспилотная авиация на 4 Международной выставке вооружений и военной техники Milex-2007. Минск, 22..25 мая 2007 года

 

"От Москвы до Бреста"... Эта и другие песни Великой Отечественной всплывают в памяти, когда едешь в Белоруссию на машине. Дорога по обочинам усыпана военными памятниками. Названия населённых пунктов и придорожные указатели словно сошли со страниц военных мемуаров и учебника истории.

Едем на "Милекс", что, видимо, означает "милитари экспозишен". Выставка вооружений и военной техники в Минске проводится с 2001 года уже четвёртый раз и стала традиционной. Мотором и бессменным организатором выставки является Виктор Ефимович Шевченко. Выставку проводят здесь (рис.1).

Рис. 1. Выставочный центр на проспекте Победителей, где проводят "Милексы"

В отличие от огромного МАКСа минская выставка компактна, её можно осмотреть в течение одного-двух часов. Практически все экспоненты, кто не был знаком друг с другом раньше, успевают перезнакомиться в первые день-два выставки тем более, что организаторы выставки вечером первого дня дают щедрый фуршет для участников выставки во Дворце Республики. Это очень способствует установлению рабочих контактов. Несомненным преимуществом "Милекса" перед омской и нижнетагильской выставками является близость к Москве. А какой прекрасный город Минск! Город для жизни людей. А участников "Милекса" селят, как правило, здесь (рис.2).

Рис.2. Гостиница "Беларусь" и река Свислочь

 

Беспилотники на "Милексе"

Беспилотная авиация представляется на "Милексе" с 2003 года. Первой ласточкой был аэродинамически забрасываемый передатчик помех (АЗПП) "Мошкарец" [1], разработанный НПКЦ "Новик-XXI век" (Москва) и ЗАО МТК (Молодечно). В тот год на "Милексе" проводились даже показательные полёты АЗПП. В 2005 году экспозиционный ряд беспилотников на "Милексе" пополнил комплекс ЗАО "Кулон-2", а научно-техническая ДПЛАстроительная мысль пополнилась докладами на военно-технической конференции, например, [2, 3].

2007 год был взрывным по представлению на "Милексе" дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и различных комплексов на их основе. Это объясняется общим ростом интереса к технике такого типа [4, 5]. Уже на второй день выставки появилась первая пресса по беспилотной тематике "Милекса-2007" [6].

Белорусские фирмы (многие со своими российскими партнёрами) представляли на "Милексе" следующие экспонаты:

1) ЗАО МТК (г.Молодечно) с Научно-производственным конструкторским центром "Новик-XXI век" (Москва) - комплексы ДПЛА на основе ДПЛА БРАТ (3 кг), ГрАНТ (20 кг) и "Отшельник" (60 кг), а также радиоэлектронное оборудование комплексов ДПЛА как в целом, так и поэлементно;

2) Военная Академия Республики Беларусь - лётный макет малого ДПЛА (крупнее ДПЛА БРАТ, но заметно меньше ДПЛА ГрАНТ), программно-математическое обеспечение, элементы радиоэлектронного оборудования комплекса ДПЛА и разведывательно-огневой комплекс с использованием ДПЛА в качестве одного из средств разведки;

3) Минский авиаремонтный завод - два сравнительно крупных (50..60 кг) ДПЛА класса ДПЛА "Отшельник";

4) НИИ ЭВМ (г.Минск) с СКБ "Топаз" (Москва) - комплекс малых ДПЛА класса ДПЛА БРАТ;

5) ООО "Белмикроволны" - малый ДПЛА класса ДПЛА БРАТ, сделанный по схеме "летающее крыло" (напоминает ДПЛА "Элерон" фирмы "Эникс");

6) фирма "Белспецвнештехника" совместно с московской фирмой "ТекНол" - два малых ДПЛА (один с двигателем внутреннего сгорания, другой с электродвигателем).

Ниже приведен обзор достижений экспонентов.

 

ЗАО МТК (г.Молодечно): комплексы ДПЛА ГрАНТ, "Отшельник" и БРАТ. Наземное и бортовое радиоэлектронное оборудование комплексов ДПЛА

Рис.3. Стенд ЗАО МТК. Видны ДПЛА БРАТ (висит) и ДПЛА ГрАНТ (лежит сверху стенда)

 ЗАО МТК выставляло комплексы ДПЛА не под своей торговой маркой "Мошкарец", а использовало названия НПКЦ "Новик-XII век". Видимо, на ЗАО МТК сочли, что марки ГрАНТ, БРАТ и "Отшельник" более известны, чем "Мошкарец", и скорее привлекут внимание потенциальных покупателей. Возможно, что в этом есть какой-то маркетинговый смысл, но родную белорусскую марку "Мошкарец" терять жалко.  Собственный репортаж ЗАО МТК о пребывании на "Милексе" помещён на сайте ЗАО МТК. Экспозиция ЗАО МТК была щедро обеспечена раздаточными материалами, которые выдавались всем желающим [8, 9, 10], и украшена плакатами (рис.3а). На стенде демонстрировались видеофильмы о комплексах ДПЛА, например:

 

Рис.3а. Плакаты со стенда ЗАО МТК. Первичная поставка комплекса ДПЛА ГрАНТ (вверху), посадка ДПЛА ГрАНТ (внизу)

ЗАО МТК представляло комплексы ДПЛА ГрАНТ, БРАТ, "Отшельник"[11, 12, 13], а также бортовое и наземное радиоэлектронное оборудование комплексов ДПЛА, которое, собственно, и производит предприятие. На сегодняшний день ЗАО МТК освоило производство всех радиоэлектронных изделий, входящих в комплексы ДПЛА, включая БРЭО для ДПЛА всех типов, базовую автоматизированную рабочую станцию БАРС (на шасси УАЗ-3741) и малую автоматизированную рабочую станцию МАРС (переносную). В кооперации с АО "Электромаш" (г.Молодечно) ЗАО МТК освоило в производстве и  транспортно-пусковую установку ДПЛА ГрАНТ на шасси УАЗ-3303. Сотрудники ЗАО МТК приобрели опыт работы с комплексами ДПЛА с выполнением реальных пусков на подмосковном полигоне НПКЦ "Новик-XXI век" и в Белоруссии в 2005.. 2006 гг. Единственными элементами системообразующей основы комплексов ДПЛА [7], которые ЗАО МТК пока не производит самостоятельно, являются планеры ДПЛА. Безусловно, ЗАО МТК на сегодняшний день является лидером белорусского ДПЛАстроения и обладает наивысшей готовностью к серийному производству комплексов ДПЛА среди ДПЛАстроителей не только Белоруссии, но и, пожалуй, России и Украины.

 

Военная Академия Республики Беларусь. Системный подход со знанием дела

Рис. 4. Лётный макет ДПЛА Военной Академии Республики Беларусь

 Стенд Военной Академии Республики Беларусь демонстрировал основательное выполнение Академией одной из своих основных функций в соответствии с Уставом Академии - "организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе укрепления обороноспособности государства" [14].

Что касается собственно беспилотной авиации, но на стенде Академии был представлен летный макет ДПЛА массой около 7 кг с двигателем внутреннего сгорания (рис.4). Старт ДПЛА предполагается с пусковой установки типа ТПУ ДПЛА ГрАНТ. Посадка - по-самолётному.

Ближайшее рассмотрение макета позволило отметить некоторые очевидные недостатки и странности:

1) для ДПЛА выбрана двухбалочная схема, но расположение силовой установки - переднее с тянущим воздушным винтом, видимо, исследователи не сразу определились с общим замыслом экспериментального ДПЛА;

2) декларирована посадка ДПЛА по-самолётному, но конструкция макета не обеспечивает сохранности купольной камеры, расположенной на брюхе ДПЛА. Авторы макета признались, что шасси предусматривалось, но было повреждено при испытаниях и демонтировано для выставки;

3) применён одноцилиндровый двигатель, что невыгодно с точки зрения вибраций целевой нагрузки.

Макет ДПЛА, безусловно, заслуживает критики, однако его значение вовсе не исчерпывается отмеченными и неотмеченными недостатками, а состоит в том, что научные работники Академии экспериментально сами опробовали применение и получили представление о возможностях ДПЛА и сопутствующих проблемах. Макет, он и есть макет, а недостатки можно учесть в дальнейшей разработке.

Очень интересны исследования Академия в области бортового радиоэлектронного оборудования ДПЛА: 

1) САУ на основе инерциальной навигационной системы на твердотельных ДУСах и акселерометрах;

2) малогабаритной купольной камеры; 

3) цифрового фотоаппарата квазиреального времени.

Стремление делать САУ ДПЛА на основе полноразмерной инерциальной системы, присущее некоторым ДПЛАстроителям, нам представляется не вполне оправданным. По нашему мнению для управления ДПЛА достаточно одного самого простого ДУСа в канале стабилизации крена. Создание же полноразмерной инерциальной системы сопряжено с немалыми трудностями при сомнительной полезности. Всё равно без поддержки радионавигационной системы ДПЛА с САУ на твёрдотельных ДУСах долго не  пролетает. Впрочем, время автономного полёта ДПЛА без радионавигации ограничено и на любых других гироприборах.

Малогабаритная купольная камера, представленная в составе лётного макета ДПЛА Военной Академии РБ, по своим массогабаритным характеристикам не уступает купольным камерам  зарубежных аналогов (ДПЛА  "Нетопырь" (США) и ДПЛА "Орбитер" (Израиль) [15]). Купольная камера таких габаритов могла бы быть установлена и на ДПЛА ГрАНТ, что расширило бы применимость ГрАНТа для задач, связанных с непрерывным сопровождением цели и не решаемых с помощью "Трала Чистякова". 

Цифровой фотоаппарат с возможностью передачи снимков в квазиреальном масштабе времени, показанный на стенде Академии, может дать совершенно новое качество получаемой от ДПЛА разведывательной информации, благодаря сочетанию высокого разрешения, присущего цифровой фотографии, и быстрого получения информации. Для этого необходимо лишь сопрячь фотоаппарат с широкополосным радиоканалом ЗАО МТК из системообразующей основы комплексов ДПЛА НПКЦ "Новик-XXI век". Такая работа могла бы быть проведена в кратчайшие сроки силами только белорусских участников при минимальном консультационном участии НПКЦ "Новик-XXI век".

Особо следует отметить представленный Военной Академией РБ проект разведывательно-огневого комплекса с комплексом ДПЛА в качестве основного средства разведки и контроля результатов стрельбы. Именно такие задачи сродственны комплексам ДПЛА и именно на этом направлении могут быть достигнуты результаты, оптимальные по соотношению "эффективность/стоимость". Тут военным и карты в руки. 

 

Минский авиаремонтный завод. В начале пути

Рис. 5. ДПЛА "Стерх" Минского авиаремонтного завода. Классика аэродромного базирования

 

Рис.6. ДПЛА "Турман" Минского авиаремонтного завода. Перевёртыш

 Минский авиаремонтный завод выступил со смелой заявкой на два довольно крупных (50.. 60 кг) ДПЛА - "Стерх" и "Турман" (рис. 5 и 6). Завод подробно осветил своё участие в "Милексе" на посвящённой этому событию странице своего сайта.

ДПЛА "Стерх" представляет собой классический ДПЛА аэродромного базирования "израильского типа"[16]. Планер ДПЛА сконструирован по двухбалочной схеме с верхним расположением крыла и с задним расположением силовой установки с толкающим винтом. Для размещения целевой нагрузки на ДПЛА "Стерх" предусмотрены объёмистые контейнеры под фюзеляжем.

Передние окончания хвостовых балок ДПЛА выведены вперёд кромки крыла и в них размещены ТВ камеры переднего обзора. По замыслу конструктора "Стерха" одна или обе телекамеры предназначены для "истинно дистанционного" пилотирования ДПЛА оператором с наземного пункта дистанционного управления по изображению горизонта. Хотя такой способ управления ДПЛА был отвергнут советским ДПЛАстроением более тридцати лет назад, многие начинающие ДПЛАстроители вновь и вновь обращаются к нему. Не надолго, конечно.

ДПЛА "Стерх" прошёл заводские лётные испытания на устойчивость и управляемость под ручным управлением. Осталось построить на основе ДПЛА "Стерх" комплекс. Путь этот, как известно, долгий и трудный.

Второй из экспонировавшихся на "Милексе" ДПЛА Минского авиаремонтного завода - "Турман" - был представлен в виде "болвана", то есть в виде образцового шаблона, предназначенного для изготовления матриц, по которым уже будут изготавливаться сами планеры ДПЛА. Схема планера ДПЛА - двухбалочная, с верхним расположением крыла и с задним расположением силовой установки с толкающим винтом. Кили хвостового оперения направлены вниз. Причина этого становится ясна из замысла способа старта и посадки ДПЛА.

ДПЛА "Турман" задуман как ДПЛА мобильного базирования со стартом по направляющим пусковой установки и с парашютной посадкой. Конкретная проработка пусковой установки пока отсутствует, но замысел старта был представлен. Он весьма оригинален. Старт происходит при положении ДПЛА "на спине". При этом все выступающие вниз части ДПЛА: купол целевой нагрузки, отсек с оборудованием и парашютом, кили хвостового оперения, оказываются направленными вверх. Скольжение ДПЛА по направляющим пусковой установки происходит по образующим хвостовых балок. Конструктор "Турмана" предполагает, что в случае отказа пусковой установки ДПЛА после неудачного схода упадёт на гладкую "спину", избежав серьёзных поломок. При успешном сходе с пусковой и после набора безопасной высоты ДПЛА должен перевернуться на 180 градусов по крену и приступить к выполнению полёта по программе. Аналогично и при посадке: после выхода парашюта происходит переворачивание ДПЛА и его приземление на спину. Обоснованность замысла старта и посадки может быть подтверждена только испытаниями. Остаётся их дождаться.

Авторы будут следить за дальнейшими публичными появлениями ДПЛА Минского авиаремонтного завода. Хватит ли у руководства завода воли и упорства, чтобы осилить заявленное дело? 

 

 

НИИЭВМ. В тройке с "Топазом" и Истринским экспериментальным механическим заводом

Рис.7. ДПЛА СКБ "Топаз" на основе планера Истринского механического завода на стенде НИИ ЭВМ (г.Минск)

 На стенде "НИИЭВМ" представлялся комплекс ДПЛА разработки московского СКБ "Топаз" с ДПЛА на планере Истринского экспериментального механического завода (см. [4]). Вклад собственно НИИЭВМ в этот комплекс состоит в разработке наземной вычислительной системы. Интересно, что НИИЭВМ поучаствовал и в создании наземных ЭВМ для комплекса ДПЛА ГрАНТ, очевидно, для Кыштымского радиозавода, который владеет образцом комплекса ДПЛА ГрАНТ. Информация почёрпнута из презентации на раздаточном диске НИИЭВМ. Соответствующая страница презентации НИИЭВМ сохранена нами в Интернете (вёрстка страницы адаптирована к формату htm). 

 

ООО "Белмикроволны". Дело движется

Рис.8. ДПЛА-"летающее крыло" ООО "Белмикроволны"

Впервые об ООО "Белмикроволны" и его проекте комплекса ДПЛА авторам довелось услышать на прошлогоднем (май 2006 г.) семинаре в Военной Академии Республики Беларусь [18].  То, что за год замысел не исчез, а реализовался в конкретном образце комплекса, состоящего из ДПЛА и переносной станции управления, свидетельствует о воле и упорстве руководства предприятия и коллектива разработчиков комплекса.  

Сам комплекс на сегодняшний день можно считать традиционным комплексом ДПЛА малого класса. ДПЛА сконструирован по схеме "летающее крыло" с силовой установкой на основе электродвигателя и запускается с руки. Посадка - по-самолётному на брюхо. САУ ДПЛА построена на твёрдотельных ДУСах и акселерометрах с навигацией по GPS. Целевая нагрузка ДПЛА - ТВ, в перспективе -ИК. Радиосредства комплекса - ТВ, командная и телеметрическая радиолинии.

К сожалению, на стенде ООО "Белмикроволны" никаких раздаточных материалов не предлагалось, поэтому привести в настоящем обзоре более подробную информацию не представляется возможным. 

 

Внешнеторговое предприятие "Белспецвнештехника". На турецких самолётах вслед за "Текнолом"

Рис.9 и рис 10. "Тактический" и " оперативный" ДПЛА ООО "Текнол" на стенде "Белспецвнештехники" 

Внешнеторговое предприятие "Белспецвнештехника" представляло два ДПЛА московского ООО "Текнол" турецкого происхождения. Один из них позиционировался как "оперативный", второй именовался "тактическим". В названиях явно присутствовала путаница. "Оперативный" ДПЛА, оборудованный электрическим двигателем, имеет меньшую дальность, чем "тактический" ДПЛА с бензиновым двигателем. При ближайшем изучении вопроса та же путаница была обнаружена и на сайте "Текнола", на странице "Системы БЛА". Ошибка, вероятно, будет исправлена, хотя сомнения в "оперативном" ранге ДПЛА такого типа всё равно останутся. Вряд ли ДПЛА-наблюдатель, вооружённый телекамерой, может решать оперативные задачи. Дело-то ведь не только в дальности [17]...

Оба ДПЛА ООО "Текнол" - малого класса: ДПЛА с электродвигателем весит 3,75 кг, ДПЛА с бензиновым двигателем весит 7,0 кг. ДПЛА с электродвигателем стартует с руки и садится по-самолётному на брюхо, ДПЛА с бензиновым двигателем взлетает и садится по самолётному, с использованием колёсного шасси. 

Более подробно с продукцией ООО "Текнол" и с её обсуждением можно ознакомиться на уже упомянутой странице сайта "Текнола" и в материалах [4, 5].

 

Заключение

Осмотр экспозиций "Милекса-2007", посвящённых беспилотной авиации, подтверждает правоту [3] о миниатюризации как главной тенденции ДПЛАстроения. Ниже приведена табличная "гистограмма" взлётных масс представлявшихся на выставке ДПЛА:

Масса ДПЛА

Количество ДПЛА 

Типы ДПЛА конкретно

около 3 кг

4 (40%)

  1. ДПЛА БРАТ

  2. ДПЛА НИИЭВМ (СКБ "Топаз")

  3. ДПЛА ООО "Белмикроволны"

  4. ДПЛА "Белспецвнештехники" (ООО "Технол") с электродвигателем

около 7 кг

2 (20%)

  1. ДПЛА Военной Академии РБ

  2. ДПЛА "Белспецвнештехники" (ООО "Технол") с двигателем внутреннего сгорания

около 20 кг

1 (10%)

  1. ДПЛА ГрАНТ

около 50 кг

3 (30%)

  1. ДПЛА "Отшельник"

  2. ДПЛА "Стерх" Минского авиаремонтного завода

  3. ДПЛА "Турман" Минского авиаремонтного завода

Итого:

10 (100%)

  1. Все ДПЛА, представлявшиеся на "Милексе-2007"

Однако истина - это не то, что общезначимо. Тенденция тенденцией, но и думать надо, прежде всего, об архитектонике создаваемых комплексов [16].

 

Ссылки

1."Мошкарец" на Милексе-2003

2. А.А. Силкин. ДПЛА. УНИФИКАЦИЯ ИЛИ УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ? Опубликовано в Тезисах докладов военно-технической конференции, 2005

3. Э.П.Лукашёва. Главная тенденция ДПЛАстроения. Краткая статья к МАКС 2003. Опубликовано в Тезисах докладов военно-технической конференции, 2005

4. Э.П.Лукашева, А.А.Силкин, Н.В.Чистяков (Главный конструктор).  11 картинок с выставки UVS-TECH-2007 "Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК" с сопутствующими размышлениями

5. В.В.Воронов, Зам.Генерального директора ООО "Текнол". Двенадцатая картинка с выставки. Дополнение

6. Белорусские разработчики представили на выставке MILEX-2007 новые беспилотные летательные аппараты. Сайт посольства Республики Беларусь в Российской Федерации http://www.embassybel.ru/

7. А.А.Силкин. Системообразующая основа современных комплексов тактических ДПЛА в свете организации их производства

8. ДПЛА ГрАНТ. Краткая листовка jpg, 160 КБайт, выпущена к Милекс-2007

9. ДПЛА БРАТ. Краткая листовка jpg, 140 КБайт, выпущена к Милекс-2007

10. ДПЛА "Отшельник". Краткая листовка jpg, 140 КБайт, выпущена к Милекс-2007

11. Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный ГрАНТ (комплекс ДПЛА). Состав первичной поставки, краткие ТТХ

12. Комплекс ДПЛА БРАТ. Состав первичной поставки, краткие ТТХ

13. Комплекс ДПЛА "Отшельник". Состав первичной поставки, краткие ТТХ

14. УСТАВ учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь». Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь

15. Н.В.Чистяков, Главный конструктор. Американский комплекс миниДПЛА «НЕТОПЫРЬ 3» фирмы «МЛБ Компани» и навеянные соображения по компактности и миниатюризации. Конструкторские рассуждения

16. Н.В.Чистяков. Архитектоника комплексов тактических ДПЛА и геостратегическое положение пользователя 

17. Э.П.Лукашева, А.А.Силкин, Н.В.Чистяков (Главный конструктор). Элементарные соображения по беспилотной воздушной разведке и наблюдению поля боя, а также по оптимизации беспилотных систем

18. Военная Академия Республики Беларусь. Программа научно-технического семинара "Проблемы проектирования комплексов беспилотных летательных аппаратов. 23 мая 2006 года

 

 

 

 

SpyLOG